Анализ крови: как отличить вирусную кровь от бактериальной?

Врач-педиатр Александра Жуковская отвечает на вопросы читательниц Women’s Health.
shutterstock_1248512638.jpg

Очень часто родители считают, что общий анализ крови сможет ответить на вопрос, чем болен их ребенок – вирусной или бактериальной инфекцией – и нужно ли дать ему антибиотик. Этот подход кажется более разумным, чем бесконтрольный прием антибиотиков на третий день лихорадки, – но только лишь на первый взгляд. Чаще всего результаты общего анализа крови не вносят ясности и только пугают родителей обилием показателей, помеченных ярко-красным цветом, а основной вопрос так и остается без ответа. Давайте разберемся почему.

Защитой от бактерий и вирусов занимаются лейкоциты (WBC – от английского white blood cells). Среди лейкоцитов выделяют нейтрофилы, лимфоциты, моноциты, эозинофилы и базофилы. Соотношение этих клеток между собой называется лейкоцитарной формулой.

У человека младше пяти лет преобладают лимфоциты, в старшем возрасте – нейтрофилы. При этом на бланках обычно указаны нормы для взрослых, и показатели анализа крови ребенка зачастую не соответствуют им. Кроме того, многие значения (особенно измеряемые в процентах) перестают укладываться в норму во время любой, даже легко протекающей болезни. Это происходит потому, что увеличение количества одних лейкоцитов приводит к снижению относительного содержания других – чем больше процент нейтрофилов, тем меньше процент лимфоцитов, и наоборот. Поэтому врачи в первую очередь смотрят не на процентные, а на количественные (то есть абсолютные) показатели, которые либо указаны на бланке, либо рассчитываются врачом вручную. 

Анализ - красное.jpg

О чем говорят все эти цифры?

Если ребенок болен, то чаще всего в общем анализе крови мы видим повышенные лейкоциты, нейтрофилы, увеличение СОЭ (скорость оседания эритроцитов) – все это неспецифические признаки воспаления.

На вирусную инфекцию может указывать:

  • снижение общего количества лейкоцитов (грипп, корь и др.);
  • повышение абсолютного количества лимфоцитов;
  • появление атипичных клеток (инфекционный мононуклеоз).


Врачи предполагают бактериальную инфекцию, если:

  • общее количество лейкоцитов выше 15 × 109/л;
  • абсолютное число нейтрофилов больше 10 × 109/л;
  • появляются незрелые формы (палочкоядерные нейтрофилы) в большом количестве (1,5 × 109/л и более) – это называется «сдвиг влево».

Однако и из этих правил есть исключения. Например, коклюш – типичная бактериальная инфекция – протекает с повышенным количеством лимфоцитов (что характерно для вирусной инфекции). А при гнойном отите и атипичной пневмонии существенных изменений в общем анализе крови может и не быть. 

shutterstock_1293468961.jpg
Читайте такжеНадо ли сбивать температуру?

А есть что-то поточнее?

Конечно, есть. При подозрении на бактериальную инфекцию определяют уровни С-реактивного белка и прокальцитонина в крови. При подозрении на стрептококковую ангину проводят стрептатест или берут мазок из зева, существуют также экспресс-тесты на грипп. Для подтверждения пневмонии назначают рентгенографию грудной клетки. Для исключения инфекции мочевых путей используют мочевые тест-полоски и отправляют сдать анализы мочи, а при кишечных инфекциях проводят анализ кала на уточнение возбудителя (а не на дисбактериоз). Через некоторое время после начала болезни можно исследовать кровь на специфические антитела к различным возбудителям.  

Таким образом, педиатр назначает дополнительные обследования, опираясь на соответствующие симптомы – а не «на всякий случай». Именно поэтому в проведении общего анализа крови в первые дни болезни обычно нет необходимости.

Но если сдать, хуже ведь не будет?

Не факт. Дело в том, что непонятную лихорадку без других симптомов чаще всего вызывают вирусы. В общем анализе крови при этом находят лишь «неспецифические изменения» (см. выше), но они очень часто трактуются как «бактериальные», да и сам внешний вид бланка, в котором половина показателей выделена красным, вызывает иррациональный страх у родителей – в итоге ребенку все-таки назначают антибиотики без необходимости. Такое лечение оказывается неэффективным и очень вредным:

  • Выбор антибиотика, его дозировка и длительность приема напрямую зависят от того, где находится очаг воспаления. Например, при отите дозировка в два раза выше, чем при пневмонии. Без понимания того, что именно нужно лечить, можно запросто ошибиться с выбором схемы лечения.
  • Прием антибиотиков без показаний приводит к антибиотикорезистентности (устойчивости) бактерий и повышает вероятность того, что в следующий раз он может не сработать.
  • Начало приема антибиотиков иногда совпадает с появлением сыпи при вирусных инфекциях. Сыпь появляется на 3–4-й день лихорадки – это именно то время, когда большинство родителей «не выдерживают» и дают антибиотик. Такую сыпь часто расценивают как аллергическую реакцию и в дальнейшем стараются избегать ни в чем не повинный препарат.
  • И, наконец, никто не отменял побочных эффектов антибиотиков, которых в данном случае можно было бы избежать.

Выходит, что проведение общего анализа крови не только не снижает, но порой и увеличивает вероятность ненужного приема антибиотиков. Так что не стоит возлагать на него большие надежды – лучше показать ребенка грамотному педиатру.

Есть вопрос? Задайте его Александре Жуковской. Ждем ваших писем по адресу whealth@yasno.media с пометкой «Вопрос педиатру» в теме письма.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.

Фото: Shutterstock